Константин Потапов: Зеркало в руках поэта
Стихи можно не только читать, слушать, но и… смотреть. Именно так, если совсем коротко, хочется сказать о концерте Константина Потапова, который прошёл в Брянске 7 апреля 2018 года в клубе «Борода». Известный московский поэт, прозаик, победитель Дельфийских игр и Филатов-феста, актёр и лидер группы «Posternak» приехал с новой программой «Оркестриум». Это уже вторая весенняя встреча брянского зрителя с миром современной поэзии, которую подготовил проект «Черновики» и третий концерт Кости Потапова в нашем городе.
В 2016 году поэт рассказал брянцам свои «Глупые истории», в 17-ом разделил с ними юбилей творческой жизни концертом «Десять». Идея нового вечера, по словам самого Кости, родилась после регулярных просьб зрителей о том, чтобы исполнить на выступлении что-нибудь из «Posternak». Так получился «Оркестриум»: сплав «интеллигентного хип-хопа», неоклассики, поэзии и театра.
В «Бороде» поэт сразу задал несколько расслабленный темп: барный стул на сцене, расстёгнутая клетчатая рубашка, собранные в узел волосы.
«Такое ощущение, что я нахожусь в американском клипе, таком, знаете, про неудачного артиста. Когда люди сидят за столикам и их не так много…»
На этот раз вечер начался не со стихов, а с музыки. Костя исполнил пару интересных и запоминающихся хип-хоп композиций проекта «Posternak», в котором отвечает за тексты и речитатив. Затем пошли уже полюбившиеся брянскому слушателю монологи, а также новые и старые произведения.
Как танцевала! Танцевала,
что все эпитеты скупы.
Ты будто землю целовала
клинком стопы.
Смерть кораблей под пенным валом,
испуг толпы,
как будто ливень танцевала...
взывала
ты.
Так безнадёжно, так красиво,
что все сравнения пусты.
Ты расцветала Хиросимой,
огнём пустынь.
Как будто жизнью возносила
смерть красоты –
столь безответно, сколь бессильно.
Так мстила
ты.
И тот, кому был этот танец,
стоял поодаль, там, во тьме.
Остановить не смел, оставить
тебя не смел.
Летел в шелках протуберанец
среди камней...
Пусть мне сей пламень выжжет память,
твой танец –
мне.
Выступления Кости Потапова – это почти всегда поэтический моноспектакль, независимо от задачи на сегодняшний вечер и указанный в программе ориентир . Он умудряется читать, петь и даже немного танцевать свои стихи. В нужный момент включать музыку, в нужный – «выключать» и стихи, и музыку. И проживать свои тексты-короткометражки с уловимым моментом важности: я_хочу_вам_это_сказать.
Что касается манеры исполнения, то на сцене поэт ведёт игру акцентов, повторов, созвучий. Всегда чёткий и беглый интонационный рисунок, так что порой не успеваешь за этим речевым "трипом": схватишь один образ - накрывает следующий. Возможно, в этом суть театра стихов "человека-оркеструима" Кости Потапова, когда всё переживаешь в реальном времени, в своей собственной голове.
Сашеньке
Дай узнать тебя в одном моменте,
где июль надломлен и велик,
в миг, когда в подброшенной монете
бликом:
герб знакомый,
стёртый лик.
Дай узреть
в соцветье
ливней,
лип,
как тебя сквозь кружево столетий
в таинстве своём рождает лифт.
Вот тогда мне, Сашенька, не страшен
ни дефолт,
ни путин,
ни февраль.
У меня с тобой полуденного стажа
столько, что по всем плацкартным –
в рай.
Может, я наркоша,
сволочь,
враль,
но умею ртом сожжённым:
– Саша.
Остальное – так. Рифмованный рерайт.
Двор. Июль.
Тугие бельевые.
Шифер крыш и где-то шесть утра.
Мир таков, как будто кто-то вылил
весь его на землю из ведра.
Клетка лестниц. Солнечный квадрат.
Вот и я.
Узнав тебя впервые.
Вот и ты.
Весь свет в себя вобрав.
Его герои – узнаваемы, потому что так было задумано. И потому что – как не узнать себя самого? Вот они мы - движущие и движимые идеями, деньгами, пустотой. Вот она - «богиня эвента, дизайна, пиара», вот он – копирайтер Вова, влюбившийся из тайного любопытства. Вот весь мир, в котором «неон, затмивший рассвет» и в котором, безусловно, «свято всё».
Текст и фото - Ольга УМАРОВА.