Не твоя, вот и бесишься
Настя Красильникова, автор Telegram-канала «дочь разбойника» — о том, почему скандал вокруг поведения российских девушек на Чемпионате мира по футболу касается вас, даже если вы не бываете на Никольской.
Мне часто приходится слышать разговоры о том, что феминизм в России давно победил. Что еще этим теткам надо? — негодуют критики: избирательное право есть, машину водить никто не запрещает, хочешь носить брюки или быть начальницей — да кто ж тебе мешает? Эти феминистки зажрались совсем! В следующий раз, когда услышите такие речи, напомните собеседнику о риторике вокруг российских девушек и их поведения на Мундиале.
Уже несколько недель интернет буквально полыхает: ряд российских мужчин обсуждает «аморальное» поведение российских женщин, которые позволяют себе заниматься сексом с приехавшими на Чемпионат мира по футболу иностранными болельщиками. Оскорбленные тем, что соотечественницы предпочли им бразильцев и иранцев, российские мужчины называют девушек «шкурами», «наташами» и «чернильницами» (потому что вступают в связь с мужчинами альтернативного цвета кожи), предлагают брить их налысо, поливать зеленкой и «наказывать». Тема настолько горячая, что даже знаменитый Юрий Дудь выступил в защиту девушек с колонкой на спортс.ру и призвал от них «отстать». Впрочем, это не помогло: в комментариях ожидаемо разверзлась бездна — мужчины недовольны, и никакой Дудь, несмотря на свой авторитет, их не переубедит. Воинственно настроенным мужчинам вторит одна из главных газет страны, «Московский комсомолец»: она опубликовала у себя на сайте колонку Платона Беседина под названием, ни много ни мало, «Поколение шлюх: как россиянки позорят себя и страну». Вот вам некоторые цитаты из этого текста и из комментариев в интернете (я специально перемешала их, чтобы продемонстрировать уровень риторики):
«Соцсети забиты видео, на которых юные и не очень россиянки ведут себя как потасканные девки с заниженной социальной ответственностью».
«Можно сказать, что за них стыдно. Но, боюсь, слово «стыд» тут будет выглядеть атавизмом. Это чувство многим российским девицам неведомо в принципе».
«Девке хотеть положено: иметь семью и мужа».
«Сколько ещё русских мужичков должны будут сажать к себе на шею шкур с прицепами от непонятно кого?»
«Баба не твоя, баба ничья, а значит она общая».
«Если мы не хотим, чтобы образ России ассоциировался с хабалистой давалкой, вычисляющей иностранную жертву, то действовать надо прямо сейчас».
Что вы чувствуете, когда читаете эти фразы? Я чувствую ярость. Меня оглушает ощущением чудовищной несправедливости. Колумнист «МК» называет «шлюхами» целое поколение — к которому принадлежу и я, и, наверняка, многие из вас. Незнакомые мужчины в интернете заявляют на всех женщин свое право собственности: или ты «чья-то», или ты «общая». Они считают себя вправе указывать тебе, как выглядеть и с кем заниматься сексом, только по факту того, что они родились мужчинами, а ты женщиной.
Мне даже как-то неловко объяснять, почему заниматься сексом с кем угодно при условии взаимного согласия абсолютно нормально. Что интересоваться всем новым и получать удовольствие от жизни — абсолютно нормально. Что не хранить невинность до брака — нормально. Представьте себе обратную ситуацию: женщины вдруг стали массово возмущаться поведением российских мужчин, которые спят с кем хотят. Не можете себе такого представить? Тогда о какой победе феминизма может идти речь?
Так и получается: вроде у нас, женщин, есть всевозможные гражданские права, но какая-то часть наших соотечественников до сих пор считает, что мы им принадлежим. Они считают своим долгом оскорблять нас только за то, что мы делаем абсолютно нормальный выбор взрослого человека: решаем, с кем и как провести ночь. Они не считают зазорным перейти к насилию: призывают «проучить» и «наказать» тех, кто ведет себя недостаточно «целомудренно». Чем они объясняют свои права на нас? Тем, что мы будущие — или настоящие — матери, что от нас зависит продолжение рода, а поэтому мы должны вести себя в соответствии с чужими — мужскими — представлениями о том, что такое хорошо. По их мнению, женщина — это не самостоятельный человек, а ресурс, которым вольно распоряжаться общество, и пол этого общества — мужской.
Их голоса звучат настолько громко, что не заметить их невозможно, а когда ты их замечаешь, тебе становится очень страшно: как быть с тем, что столько незнакомых людей уверены, что ты — их собственность и не принадлежишь себе? Еще более липкий ужас охватывает при мысли о том, что эту риторику поддерживают не только пользователи форумов, но и общероссийские СМИ. Я не знаю, как перестать испытывать этот страх, но я точно знаю, что с этой истерией нельзя соглашаться. Нужно спорить с людьми, которые транслируют подобные взгляды — вне зависимости от их пола и статуса — или, если на споры нет сил, помнить о том, что ваше тело принадлежит исключительно вам, и только вы решаете, как им распоряжаться.
Об авторе
Настя Красильникова, журналистка, автор Telegram-канала «дочь разбойника».