Выставка "Пин-ап. Девушки с обложки". Пикантный взгляд на XX век.

Выставка
  • 27.05.18
  • 0
  • 14773
  • фон:

24 мая 2018 года в Городском выставочном зале Брянска открылась не обычная выставка, которая освещает не только особый стиль рисунка - пин-ап, но и рассказывает о нравах прошлого столетия.

Да, соглашусь, что весьма необычно видеть отражение эпохи сквозь пикантные образы девушек, но суть выставки "Пин-ап. Девушки с обложки" не только в стремлении показать женскую природу во всей ее красе, но и понять, какие же стандарты красоты двигали людьми в начале 20-го столетия и до наших дней, а самое главное "Почему?"

Да, безусловно, стиль пин-ап является одним из самых кокетливых и легких художественных стилей прошлого столетия, он манит и дразнит чуть приподнимая завесу тайны на милых и веселых девушек, изображенных на портретах,  словно дуновение ветра - легкую юбку из крепдешина.

Кажется, что любая из девушек, изображенных на картинах выставки одним легким движением брови, случайным жестом или полуулыбкой могла поднять настроение любому мужчине.

Да, художники 20 столетия, бесспорно смогли найти тот женский образ, который нравился практически всем, словно самое настоящее лекарство от серого течения жизни и меланхолии.

Слово «пин-ап» произошло от английского «to pin up» – «прикалывать, пришпиливать». В начале 1940-х гг. этим словом стали называть картинки с изображением красивых девушек, которы часто вырезали из журналов и пришпиливали к стенам в казарме или в каюте моряка.

Говорят, что расцвет искусства пи-ап пришелся на конец сороковых и начало пятидесятых годов, но на самом деле этот вид рисунка проделал гораздо более длинный путь, прежде чем стать общелюбимым и практически всенародным.

Легкое начало ХХ века.

В начале 20 века Америка еще не знала, что такое капроновые чулки и мини-юбка, это было весьма мирное время без депрессий и мировых войн.

Дебютантом стиля пин-ап стал иллюстратор Чарльз Дана Гибсон, который на своем рисунке запечатлел музу, которая привиделась ему. Что интересно - девушка Гибсона была вполне себе типичной скромной мадам, в глазах у которой пляшут искорки огня. Она - водит автомобиль, принимает солнечные ванны, совершает прогулки в горах и... кружит головы мужчинам того времени. Что и говорить, более пикантной героини Америка прежде не видела!

Первым журналом, который опубликовал столь пикантные картинки стало издание Life. И да, они не ошиблись, ведь после публикации продажи журнала взлетели ввысь просто с бешеной скоростью.

Война и рассвет пин-ап.

Затем наступило время  войны. Жизнь перевернулась и перевернула все устои общества. Общество стало жить в ритме джаза и кино со звуком, стрижки и юбки у женщин стали короче, а нормы морали – раздвинули свои, как казалось, железные рамке, но  на фоне эпатажного разрыва с прошлым находились и те, кто хранил верность романтическим идеалам.

По стране гремела музыка в кабаре, в которых одинокий американский мужчина всегда мог найти для себя утешение на одну ночь. Девушки на картинах стали более раскрепощённее, они призывали мужчин крепко стоять на ногах и бороться за мир, при этом не забывая им широко улыбаться, как бы случайно обнажая резинку ажурных чулок на стройных ножках.

Война войной... но время не стоит на месте, обстановка в мире снова изменилась, настали времена великой Депрессии,  в условии которых каждый американец мечтал всего лишь о спокойной жизни. А главным «поставщиком грёз» в это время оставался Голливуд.

«Золотой век» пин-апа пришелся на годы Второй мировой войны. Популяризация этого направления стала едва ли не официальной миссией армейского начальства. Огромные партии печатных изданий высылались на фронт, и вырезанными из журналов картинками оклеивались стены казарм, кабины грузовиков, украшались борта самолетов и броня танков.

Лица и образ девушек изменился. Теперь эталоном красоты стала «девчонка из соседнего дома», а местом действия иллюстраций были улицы, садовые лужайки, поляны для пикника, кухни и комнаты самых обыкновенных домов... «Девушки с обложки» манили очарованием мирной жизни, агитировали к победе в войне и всячески поддерживали боевой дух мужчин.

Образ женщины в искусстве долгое время кроился по меркам мужских желаний. В том, что касается стиля пин-ап, эта идея, кажется, и вовсе не вызывает сомнений. Соблазнительные красотки украшали страницы мужских журналов, ободряли солдат, дразнили холостяков и примерных семьянинов... Не одно поколение художников-мужчин искало подходящие линии, чтобы воплотить на холсте свое представление о совершенной девичьей красоте.

Но в каждой традиции находятся свои нарушители! Пин-ап покоряет мир, и всё чаще женщины, не довольствуясь амплуа муз, сами берутся за кисть и карандаш. Три из них уже в 1940-е гг. составили храбрую конкуренцию иллюстраторам-мужчинам.

Реклама и пин-ап.

И, да, конечно же, сейчас совсем не возможно представить современный мир без рекламы.

...Именно издатели первыми напали на золотую жилу. Задолго до того, как фотография вытеснила иллюстрацию со страниц печатных изданий, они обнаружили, что молодость, красота и ненавязчивый чувственный намек могут продать едва ли не всё что угодно. Пин-ап пришелся как нельзя кстати.

Рекламные агенты из всех отраслей завербовали лучших из лучших. «Девушка Петти» щеголяет в купальном костюме, придуманном самим художником для марки Jantzen. Красавица Зои Мозерт томно взирает с плакатов Max Factor. Зажигалки Zippo с созданным Боулзом силуэтом девицы, прикуривающей на ветру, разлетаются в один миг.

Вот милашка Элвгрена приподнимает подол юбки, демонстрируя стройные ножки в нейлоновых чулках. А вот она же, сверкая белозубой улыбкой, предлагает попробовать ультрамодную Кока-Колу. Сотрудничество Джила Элвгрена с этим промышленным гигантом, приглашавшим к работе многих мастеров стиля пин-ап, длилось 25 лет!

А что же было истоком – коммерческий интерес или бескорыстный порыв вдохновения? Щедрые заказы приносили начинающим иллюстраторам деньги и славу, а позже – наоборот – их громкие имена становились гарантом качества и солидности фирм. Картинка взаимной выгоды и процветания вышла бы идеальной... если бы не одно «но». На алтарь триумфа было возложено сокровенное.

Художники всех поколений, от романтика Фишера до любимца звездной публики Морана, раз за разом воплощали один и тот же сценарий: достигнув вершины успеха в рекламной сфере и обеспечив себе безбедную жизнь, они обращались к «высокому» искусству, к жанрам портрета и ню. К несчастью, ко времени завершения коммерческой карьеры многие из них уже вступали в преклонный возраст и частично утрачивали свои физические и художественные способности.

Закат пикантного рисунка.

Шестидесятые годы положили окончание «золотому веку» пин-апа. В 1953 году вышел первый выпуск журнала Playboy с Мэрилин Монро, а внутри было опубликовано ее фото на целый разворот. Сексуальная революция сменила акценты и милые нарисованные девочки уступили место более развратным фото и стали казаться старомодными.

Глянцы публикуют откровенные фотоснимки звезд первой величины. Монро, Тейлор и другие кинодивы отважились позировать для мужских журналов... Однако лучшей находкой главного плейбоя страны Хью Хефнера стала идея, перенятая у стиля пин-ап: для рубрики «Девушка месяца» позировали простые американки. Первой стала секретарша Хефнера Шарлин Дрейн, а следом в редакцию потянулись отважные добровольцы.

Сексуальная революция, как и любая другая, рано или поздно должна была закончиться. Модные течения сменяли друг друга одно за другим, и наконец в конце XX столетия утраченный было интерес к пин-апу вспыхнул с новой силой. В самом деле, в пору наскучившей вседозволенности невинное озорство «девушек с обложки» выглядит милее и привлекательней, чем неприкрытая откровенность.

О происхождении работ выставки «Пин-ап. Девушки с обложки»

Общая идея выставочного проекта заключается в том, чтобы максимально полно, ярко и всесторонне рассказать историю развития стиля пин-ап в контексте современной ему эпохи.

Пин-ап занимает особое место среди других направлений в искусстве XX века: он снискал любовь и признание широкой публики прежде, чем на него обратили внимание критики и галеристы. Причина этого явления кроется в том, что «проводником» между художником и зрителем были не изолированные музейные экспонаты, а общедоступные печатные издания и другие средства массовой информации, а также предметы быта.

Пин-ап художники работали в разных техниках и использовали для создания первичных изображений разные материалы: масляные краски, пастель, аэрограф и др. Созданные ими композиции многократно тиражировались с применением офсетной печати на страницах популярных журналов, календарей, на рекламных плакатах, почтовых открытках, записных книжках, веерах и других предметах обихода. Многие из этих «частичек эпохи» превратились в объект охоты коллекционеров еще в середине XX века и бережно сохранялись на протяжении десятилетий.

Основу выставки «Пин-ап. Девушки с обложки» составили именно такие оригинальные экспонаты, полученные нами из нескольких частных собраний США: развороты Esquire 1930-1950-х гг. и Playboy 1960-х гг., страницы перекидных календарей и календари-плакаты 1940-1970-х гг.

Самые ранние экспонаты на выставке датируются 1907 г.: это листы из альбома “The Gibson Book” с иллюстрациями Чарльза Д. Гибсона, прозванного «отцом пин-апа».

Также стоит особо выделить коллаж из 5 оригинальных изданий журнала Cosmopolitan 1933-1934 гг., страницы из самого первого выпуска легендарной серии календарей Artist’s Sketch Pad 1943 г., два бумажных веера 1940-х гг., карточки для мутоскопа (автомата для просмотра движущихся или статичных картинок) и коллаж из страниц юмористического журнала Comedy 1948 г.

Тенденции возрождения стиля пин-ап в конце XX в. проиллюстрированы на выставке подписными работами Оливии де Берардинис (1990-е гг.).

Некоторая часть экспонатов представляет собой современные коллекционные плакаты, выпущенные в США в 1980-2000-е гг. и включенные в экспозицию с тем чтобы наиболее полно и без пробелов представить историю развития направления. Таким образом, всего на выставке представлены работы 23 художников.