Бабий Яр сегодня – трагедия или фарс для власти Украины?
Захар Виноградов, РИА Новости
Одна из загадок сентябрьских дней 1941 года: почему киевские евреи сами шли нестройною толпою в Бабий Яр, где их сортировали, раздевали, а потом расстреливали. Почему не сопротивлялись? Почему не попытались сбежать?
Сегодня, 75 лет спустя, ответов несколько, один из них такой: на протяжении их последнего пути к смерти вдоль дороги стояли свои же, украинские сограждане, только одетые в полицейскую оккупационную форму. Людям не верилось, что вчерашние соседи по дому и улице теперь сопровождают их на пути к смерти. Это не укладывалось в премудрую еврейскую голову.
Сегодня ситуация, к сожалению, во многом сходная – политический путь нынешней украинской власти опять проходит под пристальным присмотром потомков или политических наследников тех, кто когда-то сопровождал евреев в Бабий Яр.
Ошибка ценою в жизнь
Сейчас этот путь евреев от дома до Бабьего яра в 1941 году многие пытаются представить, как чуть ли не восхождение на Голгофу. А на самом деле, как я слышал в Киеве по воспоминаниям, переданным из уст в уста через два поколения, тот путь из дома до смерти многие евреи шли буднично и спокойно. Они не ждали в конце расстрела, они были среди своих. Они думали так двести лет. Почему же было считать иначе в последние для них часы?
Хотя в последние секунды своей жизни, видимо, уже понимали ошибку.
"Я остановился поблизости, и находившиеся на поляне украинцы стали нагружать машину с вещами, – свидетельствовал позже шофёр вермахта Хефер. – С этого места я видел, что прибывавших евреев – мужчин, женщин и детей – встречали также украинцы и направляли к тому месту, где те должны были по очереди складывать свои пожитки, пальто, обувь, верхнюю одежду и даже нижнее белье. Все это происходило очень быстро: если кто-нибудь задерживался, украинцы подгоняли его пинками и ударами."
Дважды погребенные
Советская власть внесла свою лепту в формирование или, вернее, сохранение идеологии национализма на Украине. Своей невнятной политикой невмешательства.
После войны Советы не очень-то понимали, что им делать с трагедией в Бабьем Яру.
С одной стороны – "лица еврейской национальности", которые стремились вернуться на свою историческую родину после того, как на карте мира появилось государство Израиль. С другой – украинские националисты, тоже враги советской власти, которые расстреливали евреев в Бабьем Яру, но при этом представители коренного населения советской во всех отношениях республики. Как тут быть? Кого советской власти в этом потенциальном мемориале жертвам геноцида восхвалять, а кого осуждать?
Для советской власти, если быть честными, и евреи были потенциальными предателями, потому что массово стремились из СССР на Запад, в свои, так сказать, "палестины", и националисты, с которыми в лесах на Западной Украине советские спецслужбы воевали вплоть до начала 60-х.
Советская пропаганда отличалась эффективной простотой – мир в ее отражении состоял из двух цветов: белого и черного, без оттенков. То есть – "свои" и "чужие". Все, что выходило за рамки этого представления, не включалось в большой коммунистический иконостас. И игнорировалось.
В 1945 году композитор Дмитрий Клебанов написал симфонию, посвященную Бабьему Яру. Она тогда же была запрещена к исполнению и впервые прозвучала в 1990-м, уже после смерти автора.
В 1961 году сель снес постройки и дамбу, которые на месте Бабьего Яра построила советская власть. Дамба нужна была, чтобы хранить отходы местного производства. Так вот, ветер и весенние воды прорвали дамбу и снесли находившиеся ниже дамбы строения, и снова погибли люди.
Тогда про Бабий Яр, про погибших там в 1941-м евреев вспомнили: сначала написал поэму Евгений Евтушенко, а потом свою знаменитую симфонию композитор Дмитрий Шостакович.
Но советская власть продолжала проводить свою невнятную национальную политику.
В 1966 году в журнале "Юность" был опубликован сокращенный вариант романа Анатолия Кузнецова "Бабий Яр". Полностью он вышел уже в 90-е годы, после смерти писателя.
В 1965 году был объявлен закрытый конкурс на памятник жертвам Бабьего Яра. Его выиграли киевские архитекторы Иосиф Каракис и Авраам Милецкий. Однако после подведения итогов, о самом конкурсе забыли, мемориал строить не стали, а поставили скромный обелиск, который заменили в 1976 году памятником, где о расстреле на этом месте 150 тысяч евреев вообще ничего сказано не было.
Так и получилось, что евреи в Бабьем Яру были погребены дважды: сначала физически, расстрелявшими их фашистами и украинскими националистами в сентябре 1941-го, потом исторически, когда советская власть попыталась стереть факт их расстрела из памяти и истории в 1976-м.
И только к 70-летию трагедии, то есть в 2011 году уже на независимой Украине при президенте Викторе Януковиче и премьере Николае Азарове была создана государственная комиссия, которая наконец-то приняла решение об увековечивании трагедии Бабьего Яра на государственном уровне.
Но это правительство и этого президента, такая вот ирония истории, через два года после этого "снесли" украинские националисты – внуки и правнуки тех самых коллаборационистов, раздевавших евреев в Бабьем Яру. Ну, если не физические их потомки, то точно идеологические.
Трагедия или фарс на грани фола
И тут наступает самое интересное в этой истории.
В результате Евромайдана к власти на Украине и в Киеве пришла команда, члены которой, скажем так, имеют еврейских предков и родственников. Не важно, каковы их фамилии. Важно, что они в силу своего происхождения и национальной памяти прекрасно понимают, что и кто стоял за той трагедией в Бабьем Яру.
Сегодняшние руководители Украины, пришедшие к власти благодаря националистам, не могут не понимать, что между националистами из "добровольческих батальонов", так называемых добробатов, и ими, руководителями страны, лежит пропасть, имеющая отчетливое название "Бабий Яр".
Верхушка страны уверена, что сможет обыграть украинских националистов, сможет обвести вокруг пальца то самое националистическое "разорванное поколение", которое привело ее к власти и которое стоит в ожидании очереди на эту власть.
Но иногда, наблюдая за тем, что происходит на Украине, ловлю себя на мысли, что все эти "национально-свидомые" (то есть национально сознательные) бойцы на самом деле стоят не в очереди, а лишь сопровождают нынешних властителей Украины к месту их трагедии. Что националисты, как когда-то и их идеологические предшественники, ждут лишь удобного момента, чтобы снять со своих жертв одежду и драгоценности и аккуратно уложить в штабеля перед расстрелом.