Эстетика смерти: какое искусство нравится Европе

Эстетика смерти: какое искусство нравится Европе
  • 13.02.17
  • 0
  • 7134
  • фон:

Снимок убийства – крайне сомнительный выбор для премии "Фото года". При всем уважении к мастерству репортера. И сомнения председателя жюри World Press Photo представляются обоснованными.

Автор Мария Балябина, радио Sputnik

Лучшим снимком года стала фотография убитого российского посла в Турции Андрея Карлова и его убийцы. Такое решение приняло жюри конкурса World Press Photo. Именно это изображение выбрали из 80 тысяч работ, и именно оно будет в центре выставки, которая, как обычно, пройдет в десятках стран.

И, естественно, обсуждают все в данном случае не художественную ценность фотографии, не игру красок и продуманную композицию, а в первую очередь этические вопросы. Они смутили и председателя жюри Стюарта Франклина: "Это фотография убийства, убийца и убитый – на одном изображении, это так же проблематично публиковать с моральной точки зрения, как сцены обезглавливания", – привела его слова газета The Guardian.

Да уж, проблемы есть. Террористам запрещенного в РФ и ряде других стран "Исламского государства" ведь никто никаких призов не вручает, даже несмотря на то, что они над созданием своих роликов, очевидно, работают много. Франклин отметил, что лично он голосовал против присуждения этой "невероятно жесткой новостной фотографии" корреспондента агентства Associated Press Бурхана Озбилиджи премии "Фотография года". Хотя поддержал его победу в номинации "Срочные новости".

© AP Photo/ Burhan Ozbilici
Момент покушения на российского посла в Турции Андрея Карлова

Сам фотограф говорит, что в тот момент не думал о собственной жизни, готов был даже к тому, что его убьют, но все равно продолжал снимать. Возможно, так поступил бы каждый журналист, который оказался бы в центре важных событий. Однако несмотря на то, что и здесь событие – чрезвычайно громкое, художественная ценность фотографии все же сомнительна. С таким же успехом, вероятно, можно публиковать и записи с камер слежения, которые уж точно всегда оказываются в нужное время в нужном месте.

Впрочем, в последнее время грань, которая разделяет этичное и неэтичное в Европе стала настолько размытой, что удивляться уже не стоит. Там рисуют карикатуры на мертвых детей и падающие самолеты. Для многих это уже – вполне себе мейнстрим, а победа такого рода фотографий – закономерна.

Источник